Интервью с председателем жюри фестиваля - Павлом Климановым (Паштет) на страницах журнала Эгоист - Статьи о татуировке, интересные факты - Tатуировка - Статьи о татуировке и пирсинге, полезная информация - Татуировки - фото, новости, статьи, эскизы тату
  • Главная
  • Новости
  • Мастера
  • Фото
  • Значения
  • Статьи
  • Видео
  • Скачать
  • Статьи о татуировке и пирсинге, полезная информация » Статьи о татуировке, интересные факты » Интервью с председателем жюри фестиваля - Павлом Климановым (Паштет) на страницах журнала Эгоист

    Интервью с председателем жюри фестиваля - Павлом Климановым (Паштет) на страницах журнала Эгоист

    Интервью с председателем жюри фестиваля - Павлом Климановым (Паштет) на страницах журнала "Эгоист". В интервью, в вопросах и ответах, творческий путь и отношение к искусству татуировки одного из известных московских мастеров.

    Одежда на всю жизнь.

    Екатерина Никищихина

    Решив сделать татуировку, человек всегда ищет привязку к своему внутреннему миру. Это какая то психологическая игра с самим собой. Интервью с Павлом Климановым.

    Стремление украшать свое тело нестирающимся рисунком - один из древнейших языческих обычаев. И, что замечательно, обычай этот не только сохранился, но и процветает и развивается в современной культуре. Объяснить такую живучесть человеческого стремления "портить себе шкуру" можно только одним: хотя татуировка, казалось бы, превратилась из магического орудия в эстетический атрибут, для большинства людей она все же не утратила своей загадочной силы.


    Татуировка дает ее носителю хорошее положение в потустороннем мире

    Существует несколько версий происхождения слова "татуировка". Согласно одной из них, оно является производным слова "татау", что по-полинезийски означает "рисовать", согласно другой, соответствует яванскому корню "тау", переводящемуся как "рана", "раненый". Третья версия гласит, что "тату" - это два таитянских слова в одном: "та" - картинка, "ату" - дух. На протяжении многих веков татуировка являлась сложным языком символов, и причин для ее нанесения существовало множество. Так, татуировка служила свидетельством различных инициаций. Например, татуировку делали в знак вступления во взрослую жизнь. Ее считали пропуском в мир духов: многие племена верили, что дух - это копия человеческого тела и соответствующая татуировка обеспечивает ее носителю хорошее положение в потустороннем мире. Татуировка была средством исцеления - лечебную татуировку наносили на больной орган, чтобы изгнать болезнь.
    Хотя с тех давних времен мир изменился до неузнаваемости, многие наши современники питают к ней не меньшую слабость, что и их предки, причем зачастую по сходным причинам: самые распространенные сегодня татуировки - клановые, любовные, памятные, татуировки - обереги. С помощью клановых татуировок древние обозначали свою принадлежность к некой группе и верность ей. Сегодня место клановых заняли тематические татуировки, которыми пестрят тела представителей самых различных объединений - мотоциклетных группировок, футбольных фанатов, серферов и т.д. А роль татуировок памятных, любовных и оберегов сегодня мо-гут играть самые разные изображения - это зависит от вкуса и фантазии мастера и клиента. Так, одни из самых распространенных по сей день татуировок-оберегов - изображения всевозможных рептилий, птиц и диких животных (в древности считалось, что человек, наколов себе такое изображение, вступает в тесную связь с духом животного и перенимает все его качества).
    Отметиной маргиналов татуировка стала считаться с приходом в Европу христианства. Хотя, как ни парадоксально, запретную традицию поддерживали как раз самые ревностные христиане - паломники. Дело в том, что единственным способом доказать, что человек, исчезнувший на время из родной деревни, не в трактире пиво пил, а был на Святой земле, являлась татуировка от коптских священников с изображением христианских мотивов. Хранили традицию и моряки: когда миссионеры, сойдя с кораблей, устремлялись обращать в свою веру дикие племена, матросы тоже времени даром не теряли: сойдя на берег, обзаводились шикарными татуировками в память о путешествии.
    Но в целом запрет христианства на татуировки был суровым, и в Европе об их существовании почти забыли до 1769 года, когда известный своей печальной участью капитан Кук привез с Таити Великого Омаи - сплошь татуированного полинезийца. Эта живая тату - галерея пользовалась огромным успехом на представлениях, после чего в Европе стали появляться и другие татуированные дикари. В конце XIX века зарабатывать на жизнь демонстрацией разукрашенной кожи начали татуированные европейцы и американцы, и в 1891 году американец О'Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку, заменившую всевозможные самодельные инструменты и приспособления. Кстати, с того времени орудие татуировщиков, по сути, почти не изменилось.
    Хотя в конце XIX века в высшем английском свете и случился короткий всплеск моды на татуировку, тату продолжали считать отличительным знаком моряков, военных и преступников. В 60-х гг. XX века татуировка стала атрибутом рок - культуры, а в 80-х гг. превратилась в массовое модное направление - художественное произведение, призванное не столько донести до окружающих ин-формацию об ее носителе, сколько украсить его тело по его собственному усмотрению.
    О том, чем является художественная татуировка сегодня, рассказал Павел Климанов - известный московский татуировщик, мастер московских салонов "Тату - Центр" и "Тату - house", один из тех, кто стоял у истоков зарождения художественной татуировки в России.
    ----- Когда и как у вас появилась первая татуировка?
    - Было мне лет 18, попили мы с ребятами пивка и решили - а почему бы чего-нибудь не наколоть? Сразу и механическая бритва нашлась... Что удивительно, все откуда то знали, что и как надо делать: собрали машинку и сделали себе по знаку анархии. Я тогда рок-музыкой занимался.
    ----- Ну, это стандартная мальчишеская история. А откуда возник профессиональный интерес к татуировке?
    - Я с детства рисовал, да и татуировка мне всегда была интересна как искусство. А в 1995 году, когда появился московский "Тату -Центр", друзья пригласили меня поработать там. Я привел своего человека в качестве модели и сделал ему татуировку довольно большую, пачки с две (сигаретная пачка - общепринятая единица измерения площади татуировки - Ред.). Так я в "Тату - Центре" и остался.
    ----- Ходят слухи, что мода на татуировки проходит. Вы это ощущаете?
    - Ну клиентов меньше не стало. Что касается моды...Татуировка, конечно, с модой соприкасается: в рамках татуировки все время появляются новые модные стили, но само наличие татуировки - это для многих не мода, а внутренняя необходимость. Поэтому я думаю, что люди, желающие сделать татуировку, будут всегда.
    ----- Что, по-вашему, ими движет?
    - Прежде всего - желание выделиться. Даже сегодня, когда, идя по улице, видишь множество людей с татуировками, тату все равно является признаком некой экстремальности.
    ----- Татуировки делают больше для себя или для других?
    - Делая татуировку, человек ?одевается? на всю жизнь. Одевается в то, что нравится ему, и он хочет, чтобы это оценили и другие.
    ----- Считаете ли вы этичным вопрос: что означает твоя татуировка?
    - Если этот вопрос возник, почему бы его не задать? Ведь татуировка - это нечто такое, что человек сам выносит на всеобщее обозрение.
    ----- На протяжении тех лет, что вы работаете в "Тату - Центре", как, по вашим наблюдениям, изменилась ситуация с татуировкой в России?
    - Главное - появилось стремление к качественным работам. Раньше даже портак (портак - некачественно выполненная татуировка - Ред.) в цвете вызывал огромный интерес. А сегодня количеством цветов и объемом работы никого не удивишь. Важно качество исполнения. И потом, мы влились в общую тату - культуру, стали ездить на международные конвенции, работать за границей. Кругозор расширился.
    ----- Существует ли российский стиль художественной татуировки?
    - Наш российский "фольклор" - это, как ни крути, уголовная тематика, которую по понятным причинам колоть просто так не рекомендуется. Поэтому люди больше стремятся к изображениям и стилям мировой татуировки - японскому, trible, биомеханике (hi-tech), new-school.
    Японская тематика - одна из самых древ-них, сегодняшнее изображение основных ее образов - драконов, самураев, карпов - почти не отличается от первозданного. Все эти образы привязаны к японской мифологии, по-этому их часто делают люди, интересующиеся японской культурой. Но не только - многих они привлекают чисто эстетически. Например, драконов и змей колет столько народу, что большинству и в голову не придет спросить, что они, собственно, означают. Татуировки в японском стиле обычно бывают крупными, иногда - во все тело.
    Стиль trible (в переводе - племенной) вобрал в себя орнаменты разных древних народов. В том виде, в котором он сейчас сущест-вует, это скорее стилизация, поэтому никакой смысловой нагрузки орнаменты trible не несут. То же касается кельтских узоров и узоров майори. Trible стал жутко популярен после выхода фильма "От заката до рассвета" - там у Джорджа Клуни вся рука "забита" изображениями в этом стиле.
    Биомеханика и new-school - стили фантазийные, относительно молодые. Я думаю, татуировки в этих стилях демонстрируют не столько внутренние установки их носителя, сколько его приверженность определенной эстетике.
    Стиль биомеханика, или hi-tech, стал популярен после выхода фильма "Чужие". Его основателем считается художник, широко прославившийся работой над этим фильмом - Гигер. Биомеханика потому так и называется, что подразумевает сочетание плоти и крови со всякими железками - трубками, шестеренками и т.д. Самый яркий образ, характеризующий этот стиль, - кадр из фильма "Терминатор-1", где у Терминатора кожа с половины лица содрана и обнажаются внутренности - железки.
    Но самый популярный стиль сейчас - это, пожалуй, new-school. Он появился года три - четыре назад. New - school - это яркая графика, сочные цвета, толстые контуры. Что касается тематики, он вобрал в себя и так называемый old style с изображениями всяких кинжалов, сердец и якорей, которые моряки кололи себе в первой половине XX века, и стиль рок-н-ролльной эпохи 50-60 годов со старыми автомобилями, огнями, поездами, персонажами из комиксов... Вообще изо-бражения в стиле new-school похожи на яр-кий глюк: в сюжете часто присутствуют какие-то непонятные существа, и чем чуднее - тем лучше. В отличие от hi-tech, где сам сюжет довольно жесткий, стиль new-school - плавный, незлой.
    ----- Вам-то самому какой стиль наиболее интересен?
    - Мне все интересны, но, честно говоря, trible надоел. Очень многие просят сделать trible.
    ----- А как вы относитесь к изображениям в реалистичном стиле?
    - Прекрасно отношусь. Чтобы наколоть узор в стиле trible, большого мастерства не надо. А вот портрет - дело другое.
    ----- Мне всегда было интересно, чем руководствуется человек, который накалывает себе на спину что-нибудь вроде изображения картины Шишкина "Три медведя"...
    - У человека может быть миллион причин. Возможно, это из серии желания надеть на себя вещь подороже и поэффектнее.
    ----- Означает ли это, что большинству людей важнее не то, что изображено на их теле, а то, как это изображено?
    - Нет, конечно, важно, что колоть, люди об этом думают. Просто так что-то на себя лепить - это глупость. Решив сделать татуировку, человек всегда ищет привязку к своему внутреннему миру. Если он, например, наносит на свое тело изображение какого то животного, он пытается привязать его либо к своему характеру, либо к знаку зодиака, либо к важным событиям в его жизни.
    ----- Именно в таком порядке? Сначала выбирает изображение, а уже потом - пытается к чему то привязать?
    - Чаще всего - да. Вообще мне кажется, что для большинства людей наделение татуировки смыслом - это какая то психологическая игра с самим собой. Я наблюдал множество случаев, когда человек приходит и говорит: "Хочу такую-то картинку, она отображает мою внутреннюю сущность". Я даю ему полистать каталог, он рассматривает флэши (эскизы татуировки - Ред.) и наконец заявляет: "Вот! Это именно то, что мне надо!" И показывает при этом на изображение, противоположное по смыслу тому, которое он хотел вначале. Я думаю, выбор татуировки часто происходит на бессознательном уровне. И, повторяю, мотивы этого выбора могут быть какими угодно.
    ----- Насколько часто люди стремятся к оригинальности изображения?
    - Большинство клиентов хотят, чтобы татуировка была классической, но в ней был нюанс, которого нет больше ни у кого. Каждый человек, делающий традиционнейшую татуировку, хочет, чтобы она выглядела оригинально. Но есть темы сами по себе сильно заезженные - скорпионы, иероглифы, розочки, бабочки...
    ----- Пытаетесь ли вы отговорить клиента от заезженного изображения?
    - Зависит от человека. Одному объясняю, что это - банальность, предлагаю что-нибудь другое. Мне ведь и самому интереснее делать редкие работы. Многие, кстати, заинтересовываются, соглашаются. А на другого смотришь и понимаешь, что ему ничего, кроме этого скорпиона, и не надо. Отговаривать его нет смысла - он просто повернется и уйдет.
    ----- Выбирая татуировку, клиенты обращают внимание на то, что она означает в системе традиционных символов?
    - Меньше, чем раньше. Есть, конечно, люди, замороченные на определенной культуре, они делают татуировки в строгом соответствии с символами. Но большинство клиентов озабочены лишь тем, чтобы украсить свое тело яркими, динамичными изображениями. С другой стороны, сейчас появилось много рисунков, в традиционной системе символов ничего не обозначающих, они просто красивые.

    ----- Правда ли, что большинство клиентов тату - салонов - это молодые девушки?
    - Я бы не сказал, что большинство, но их много. Они чаще всего просят наколоть какую-нибудь "козявку" - бабочку или цветочек. Для них татуировка - это просто дань моде. Некоторые просят вплести в орнамент инициалы или имена возлюбленных, но так, чтобы они с ходу не читались. С другой стороны, приходят немало зрелых людей без единой татуировки и говорят, что они давно думали о том, чтобы ее сделать.
    ----- Ходит много рассказов о том, как люди, сделав татуировку, заражались всякими заболеваниями. Гарантируют ли тату - салоны безопасность своим клиентам?
    - Когда человек приходит в любой серьезный тату - салон, он перед тем, как сделать татуировку, подписывает бумагу, в которой сказано, что салон обязуется использовать одноразовое оборудование и гарантирует клиенту безопасность. Поэтому, если человек делает татуировку впервые, и у него нет связей в среде татуировщиков, ему лучше обратить-ся в салон. Вообще многие татуировщики работают и дома. Но идти делать татуировку на дом можно, лишь будучи уверенным в репутации и профессионализме этого мастера.

    ----- Многие не делают татуировку, потому что боятся боли. Применяете ли вы какие-либо обезболивающие средства?
    - Ну, во-первых, это не так уж больно - страх, скорее, стереотипный. Татуировщик должен объяснить это человеку и успокоить его. Бывали у меня случаи, когда клиенты, делающие первую татуировку, падали в обморок, но больше от страха, а не от боли - я еще и дотронуться то до них не успевал! Чаще всего такое происходит, когда человек сам себя накручивает или организм у него ослаблен... Но, как правило, минут через пять человек приходит в себя и дальше терпит нормально.

    А медикаменты применять бессмысленно. Подкожная анестезия мешает работать - может краска поплыть, и место, куда сделан укол, опухает. А когда анестезия отходит, становится намного больнее. Алкоголь увеличивает кровообращение, кровь будет течь, смывать краску. Единственное, что я иногда использую, - ледокоин - спрей. Когда работаешь несколько часов и человеку становится совсем тяжело терпеть, это минут на 10 помогает.
    ----- Так называемая временная татуировка, сделанная краской, которая через 3-5 лет сходит, не оставляя следа, - это миф?
    - Полнейшая чушь! Дело в том, что для тату - макияжа используют не те краски, что для татуировки, они считаются менее стойкими. И постепенно стираются. Но на самом деле стираются не совсем: просто на этих местах их трудно различить. Но если такой краской сделать татуировку на теле, она отчасти поблекнет, отчасти - нет, и получится клякса. А свести татуировку бесследно невозможно, да и стоит это, как минимум, в три раза дороже, чем сделать. Поэтому лучше уж не делать ее вообще.
    ----- Вы верите, что татуировка может влиять на судьбу?
    - Этого я не знаю. Но осознанно сделанная татуировка говорит о человеке многое. Если не о его внутренней сущности, то о его вкусе. Татуировку в отличие от майки не снимешь и не выбросишь. Она на всю жизнь.
    ----- Как часто вы работаете с собственными эскизами?
    - Примерно в 50% случаев. Даже когда берется рисунок другого художника, по ходу, как правило, приходится что то менять в зависимости от расположения татуировки. И потом, многие клиенты приходят со старыми татуировками, которые они хотят забить (закрыть другой татуировкой - Ред.).
    ----- Есть татуировщики, которые вообще отказываются работать по чужим эскизам. А вы как к этому относитесь?
    - Спокойно. Мне интересно работать и по своим эскизам, и по чужим. Всего то не нарисуешь! Есть множество замечательных художников, работающих в очень интересных стилях. Я на себе не зацикливаюсь.
    ----- Многие люди делают откровенно агрессивные татуировки. Например, одна из самых распространенных тем - оскал хищника. Как вы думаете, чем это вызвано?
    - Может, человек хочет свою внутреннюю агрессию вытащить наружу и сказать окружающим: "Общаться со мной надо осторожно".
    ----- Или компенсировать таким образом собственную слабость...
    - Вполне возможно. Если человек, не имеющий отношения к уголовному миру и не принадлежащий к определенным группировкам, для которых оскалившийся волк - знак культовый, делает себе агрессивную татуировку - скорее всего, это говорит о его закомплексованности.
    ----- Кстати, поговорим о татуировках преступного мира. Среди них много с виду безобидных изображений - таких, как кот, цветок, но на языке уголовном они несут вполне конкретные значения. Где находится та грань, которая разделяет художественную и уголовную татуировки?
    - Действительно, такие распространенные темы, как оскал, цветы и змеи, есть в уголовной тематике, но в то же время используются в художественной татуировке. В таких случаях все зависит от исполнения - оскал оскалу рознь. Есть, однако, настолько устоявшиеся символы уголовного мира, что даже в художественном исполнении они остаются ими. Например, корона, церкви с куполами. Кстати, почти все татуировки с христианской символикой считаются уголовными. Любой ответственный татуировщик в курсе таких тем. На крайний случай держит под рукой подробный справочник с татуировками преступного мира, чтобы знать, чего колоть не надо.
    ----- Представьте себе ситуацию: приходит к вам человек, вы ничего о нем не знаете, и просит вас сделать ему откровенно уголовную татуировку. Ваша реакция?
    - В большинстве случаев отказываюсь. Как правило, с такой просьбой приходят сопливые мальчики. По такому видно, что он еще и на ногах то плохо стоит - его еще шатает всего, а все туда же... Я провожу с ним беседу, спокойно объясняю, что за эту татуировку ему придется отвечать перед определенными людьми.

    После чего он уходит. Но чаще бывает наоборот: приходят люди с уголовными татуировками, чтобы их окультурить или вообще забить.
    ----- В каких еще случаях вы отказываете клиенту?
    - Не делаю татуировок на гениталиях, на лице. Тату на лице в основном просят сделать молодые, не сложившиеся личности, которые увидели подобный образ в каком то журнале и решили: "Ну это вообще экстремально! И мне такое надо!" Но пройдет время, он передумает, а лицо - не рука, одеждой не закроешь... Я не готов брать на себя такую ответственность. Татуировок, связанных с непосредственной сатанинской символикой, не делаю. Конечно, я колю всякие страшные рожи, но символы - перевернутая пентаграмма, перевернутый крест - делать отказываюсь.
    ----- Страшно?
    - Не хочется с этим соприкасаться.
    ----- А если клиент платит и настаивает?
    - Беседую с ним, предлагаю поменять тему.
    ----- Складывается впечатление, что дар убеждения - необходимое качество для татуировщика.
    - Конечно! И терпение - как в процессе работы, так и в общении. Татуировщик должен быть психологом, потому что это очень ответственная работа с людьми. Люди, которые приходят делать татуировки, как правило, не представляют, что им нужно. Они хотят выделиться, но как - не знают, и желания у них зачастую бывают неадекватными. Вот, например, приходит ко мне недавно миловидная девушка и просит: "Сделайте мне, пожалуйста, волчий оскал, и покрупнее!" Я ее спрашиваю: "А ты вообще хорошо подумала? Насколько ты себе эту культуру представляешь?" "Ну, - говорит, - я точно не знаю, но я видела на ребятах, мне нравится". Я с ней поговорил, и в итоге дело закончилось женственным, симпатичным узором. Она меня потом очень благодарила.
    ----- Да, видела я недавно такую же миловидную девушку, которой меньше повезло с татуировщиком. У нее на всю руку была надпись "Wild and free!"
    - Да... Действительно не повезло.
    ----- Насколько татуировка уместна на теле человека, который живет жизнью обывателя - работает клерком, а по выходным пьет пиво перед телевизором?
    ----- Одна - две татуировки - это нормально. Но когда такой человек начинает забивать татуировками все тело, это выглядит довольно нелепо. Но проблема в том, что многие люди, один раз сделав татуировку, уже не могут остановиться. Это еще называется "синяя болезнь".
    - Чем она вызвана?
    - К татуировке привыкаешь очень быстро. Она становится такой же частью тебя, как родинки, черты лица, ты перестаешь обращать на нее внимание. Хочется нового ощущения себя, новых татуировок. И здесь главное - ?не лепить бутерброды?.
    ----- Что значит - "лепить бутерброды"?
    - Бутерброды - это разброс татуировок размером примерно с сигаретную пачку, совершенно друг с другом не сочетаемых Даже если они очень хорошие, но разнородные, они не смотрятся. Когда делают все подряд, не задумываясь о связке, это называется "лепить бутерброды".
    ----- А стили мешать принято?
    - Это можно делать, но с умом.
    ----- Хороший татуировщик обязательно должен быть художником?
    - Не факт. Есть татуировщики, которые не умеют рисовать, но они очень хорошо копируют. И очень аккуратно делают. Конечно, среди профессионалов ценится умение работать в своем стиле и со своими эскизами, а человеку со стороны в принципе все равно, ему важно качество работы.
    ----- В чем отличаются подходы художника и татуировщика?
    - Прежде всего они работают с разными материалами. Кожа - это не бумага, а игла - не карандаш. На первых порах трудно перестраиваться, но, когда набиваешь руку, привыкаешь. Я, когда рисую эскиз, всегда делаю это с учетом того, как он будет выглядеть на теле. Татуировка должна быть расположена правильно, по направлению мышц - тогда в ней появляется динамика. Я видел много не особенно качественных татуировок, но благодаря правильному расположению они смотрелись очень эффектно.
    ----- Существует ли для вас проблема воплощения образа? Художнику проще: он думал образ, нарисовал - и счастлив. А вам для полноценного воплощения своего замысла требуется тело другого человека, и, наверное, "материал" находится не всегда...
    - Рано или поздно находится. Я, когда рисую эскизы, особенно не переживаю, если в данный момент нет человека, желающего сделать такую татуировку. Я знаю, чторано или поздно такой человек появится. Практика показала. 


    Отличные декоративные панели из дерева сегодня выгоднее приобретать через интернет. Самые лучшие продавцы отказываются от представительств в "реальном мире" и переводят свой бизнес в интернет. Пройдя по ссылке, Вы сможете сами убедиться в том, что цены в интернет магазинах - гораздо выгоднее.

    Понравился материал? Расскажи друзьям: 

    04.12.2016 в 21:20
    0
    1071
    Shmarko
    Статьи о татуировке, интересные факты
    Комментарии (0)
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Правообладателям Все материалы собранные на страницах взяты со свободных ресурсов в сети, на которых не запрещено копирование материалов. Если вы являетесь законным правообладателем материала опубликованного на данном сайте и не согласны с этим - обращайтесь к администрации, материал в короткие сроки будет удален, либо будет размещена ссылка на страницу с исходным материалом.
    Контакты редакции
  • ICQ: 349006789
  • marasmus(собака)rambler.ru
  • Хостинг: Дизайн: Студия AlexandrS
    Наверх